Задания контрольной работы разработаны в 10

 

Русский язык и культура речи

 

 

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

 

мам:

Задание 1. Орфография.

Задание 2-4. Лексика и фразеология.

Задание 5. Употребление числительных.

Задание 6. Пунктуация.

Задание 7. Морфология: именные и глагольные части речи.

оцессе создания собственных текстов.

Оценка результативности:

.) – 1/2 работы выполнена правильно;

выполнена.

 

 

ВАРИАНТ № 1

 

ститель

бор:

. примененный.

а) Федоров был военным человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка.

б) За храбрость и доблесть он получил очередное военное звание.

в) Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить даже военную выправку.

г) Военная промышленность этой страны очень развита.

 

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Держать себя в руках, бить баклуши, входить в положение.

 

5. Просклоняйте числительные 1324-й, 769.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

Я стоял у кромки озера с опущенным ружьем довольный первым выстрелом.

уединенный горой от ветров огражденный стоял над речкою.

рые висячие стенные часы.

становился тесен.

нье.

то) сладкое томление.

пока сам не проснется.

застать их врасплох.

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

 

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

ловек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. Человечество бдительно и неотступно пестует дружбу. Как славит ее фольклор! А сколько прекрасных примеров вокруг нас!

ная, государственная и даже мировая работа?

мнения, погибнет то сердечное, то доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. Пусть у нас будет время!

Потому что для кого-то ваше время может означать выход, а для кого-то — будущее. Пусть у вас будет время!

(И. Панова)

 

 

бор:

. очарование.

 

а) Взрывная волна отбросила мальчика метра на три.

г) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные чувства.

 

Куры не клюют, тертый калач, ни кола ни двора.

 

5. Просклоняйте числительные 2334-й, 169.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

 

Однажды я сорвался с камня и почувствовал нестерпимый обжигающий холод ледниковой воды.

она была в растерянности.

Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза.

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный самобытный ни с чем не сходный вид.

раздалось во тьме.

Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный.

чтобы сообщить пренеприятное известие.

то) именно предназначено вывести русскую армию из этого положения.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.

ренно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотым светом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида. Я бросил весла и долго смотрел на журавлей.

сячелетий воздушным дорогам?

шим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(К. Паустовский)

 

 

бор:

. интрига.

 

а) Часто воспоминание сродни выдумке, творчеству.

няется.

 

Водить за нос, тянуть лямку, за тридевять земель.

 

5. Просклоняйте числительные 1276-й, 632.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

и колосья весело зашелестят неведомо о чем.

фине.

Все приглашенные на торжество были веселы и добродушны.

Настали темные пасмурные тяжелые дни.

Легкий сдержанный шепот разбудил меня.

Тучки небесные вечные странники степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы будто как я же изгнанники с милого севера в сторону южную.

по краям стояли у окна странные и золотые.

которого бежал маленький родничок неслось воркование диких голубей.

учителя тревожные мысли не отпускали меня.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

 

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

ви счастливой. О любви возвышенной, романтической — и любви чувственной, земной.

левать все преграды и трудности.

ке…

(По О. Кожуховой)

 

4

…кашка,

 

бор:

. задача.

 

а) Всех присутствующих огорчил демонстративный уход коллег из зала заседания редакционной коллегии журнала.

танного человека.

тре огромного зала.

 

логизмы и составьте с ними предложения:

В мгновение ока, сломя голову, вставлять палки в колеса.

 

5. Просклоняйте числительные 1784-й, 362.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

 

С каждой минутой все становилось светлее и вдруг яркие солнечные лучи снопом вырвались из-за гор и озарили весь лес.

в небольшие овраги.

гор.

Дома высокие каменные построены здесь недавно.

не плачь мое дитя не стоит он безумной муки.

в душе не презирать людей.

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

 

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

лод, голод, может быть, гибель…

других.

дать никому, потому что только он один наделен высшей силой — силой разума.

А значит, поступки его должны быть разумны и человечны. Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

(По Д. Лихачеву)

 

ВАРИАНТ № 5

 

бор:

. угроза.

 

стиком.

рактер.

в) Это было существо доверчивое, робкое и слабое.

не трудно.

 

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

луши, входить в положение.

 

5. Просклоняйте числительные 234-й, 6197.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

повернув к воротам прибавил шагу.

.

Шел длинный товарный поезд.

Его встретила тощая горбатая старуха с острым подбородком.

Что за комиссия создатель быть взрослой дочери отцом.

зрачные капли и падали на только что свалившиеся листья.

По мере того как солнце садилось тьма все более сгущалась.

рое плотно как шарик легло на вершину.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

лю.

которые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным.

питания. С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас.

(С. Михалков)

 

ВАРИАНТ № 6

 

 

бор:

. липовый

 

б) Этот юноша способен на благородные поступки.

.

 

зеологизмы и составьте с ними предложения:

Яблоку негде упасть, хоть шаром прокати, стреляный воробей.

 

5. Просклоняйте числительные 1265-й, 273.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

 

и мать смотрела на него тоже молча.

еще раз по длинной липовой аллее я встретил мужа Веры.

тащит за профессором лабораторный инвентарь.

Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.

Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы.

где жил я с бедной нянею моей.

то) лавку но что торговля идет плохо.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

лик человека. Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг друга. Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит сердце каждое грубое слово. Больше того, многие думают, что речь и дана им для того, чтобы нападать или защищаться. Они не говорят, как люди, а вечно воюют, как звери или как безумные.

Возьмёмся за ум! Поймём, что речь дана нам для того, чтобы мы управляли ею, чтобы каждое слово, обращённое к человеку, было добрым, ласковым или хотя бы вежливым.

пальчивости, такого слова, о котором потом пожалеешь. Слова ведь не забываются…

маем, что лучше: быть безумным или благоразумным.

(По С. Соловейчику.)

 

 

 

бор:

. сопротивляться

 

а) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.

б) Актер умел представить пение соловья.

в) Вам нужно срочно представить отчет о командировке.

г) Я представил вам самостоятельно решать эти вопросы.

 

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Одним лыком шиты, драть шкуру, закидывать удочки.

 

5. Просклоняйте числительные 6281-й, 315.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

.

Громкий хохот оглашал снежные окрестные поля.

Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.

осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

 

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

жать свои мысли!», «Если так дальше пойдет, от русского языка останутся рожки да ножки!».

Может, не стоит паниковать?

нять. Сленг (или жаргон) всегда был как бы паролем, пропуском в компанию ровесников. Сленг жил, жив и будет жить.

леньких старичков.

ком говорят в фильмах, в новостях, депутаты и даже президент?

 

   

 

, ул…вить

 

бор:

. превозносить

 

в) Открыта продажа абонементов в плавательный бассейн.

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Одного поля ягоды, душа в душу, выжимать соки.

 

5. Просклоняйте числительные 1216-й, 187.

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

и ты был справедлив.

подставив плечи лакею накидывавшему ему плащ равнодушно прислушался к болтовне жены с Ипполитом.

Крупные тяжелые капли висели на глянцевитых ветках кустов.

Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко?

но мне она мила читатель дорогой.

и туман начинал бродить по ущельям.

Чтоб концы своих владений охранять от нападений должен был он содержать многочисленную рать.

хватаясь за рыхлые осыпающиеся под руками края сруба взобрался на угол рискуя провалиться в темную дыру откуда омерзительно пахло задушенными травами.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

есть много и сытно. Обжорами или великими гурманами надо назвать наших предков, у которых на масленицу на столе одно за другим появлялись уха, блины, за ними заливное, опять блины, осетрина паровая, лещ, грибы, каша…

ка.

ном неврозе.

ет обманчивое ощущение сытости.

 

бор:

. пиит, г. лауреат

 

а) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже враждебного приема.

б) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая враждебная северу красота.

дей.

 

В порядке вещей, два сапога пара, душа уходит в пятки.

 

5. Просклоняйте числительные 1977-й, 568.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

сидела она неподвижно и прямо.

читая грамоту доброго старика.

Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком.

и Пьер заметил новое молодое выражение на лице своего друга.

кое-где отмеченное рябинами мне понравилось с первого взгляда.

Последняя туча рассеянной бури одна ты несешься по ясной лазури.

игра прекратилась и спортсмены покинули поле.

то невольно залюбуешься его стройными деревьями.

где останавливаются все приезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

 

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

стинкт. Этого хочется.

лавками с ритуальной дребеденью, поймет, о чем я говорю.

ший и дорогой подарок сделала мне дочь Лала — это мой внук Александр Второй, названный так в честь деда Александра Аллегрова.

 

ВАРИАНТ № 10

 

бор:

. беспрерывный.

 

дало его еще долгое время.

гам и начнет двойную игру.

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Кот наплакал, поставить крест, прикусить язык.

 

5. Просклоняйте числительные 1234-й, 679.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

Нам предстояло прожить на зимовье несколько дней и обследовать прилегающий к озеру район.

Не остывшие после душной ночи камни улиц отдавали свое тепло в неподвижный воздух.

.

Все спало крепким неподвижным здоровым сном.

красных белых рубашках стоят на берегу.

не так ли ты поэт свое утратил назначенье на злато променяв ту власть которой свет внимал в немом благоговенье?

шая угомониться и долго еще потом свистела она.

осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

ный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

сательского слова на читателя.

зываемого подтекста.

(К. Паустовский)

 

11

ститель

бор:

. примененный.

а) Федоров был военным человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка.

б) За храбрость и доблесть он получил очередное военное звание.

в) Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить даже военную выправку.

г) Военная промышленность этой страны очень развита.

 

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Держать себя в руках, бить баклуши, входить в положение.

 

5. Просклоняйте числительные 1234-й, 679.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

Нам предстояло прожить на зимовье несколько дней и обследовать прилегающий к озеру район.

Не остывшие после душной ночи камни улиц отдавали свое тепло в неподвижный воздух.

.

Все спало крепким неподвижным здоровым сном.

красных белых рубашках стоят на берегу.

не так ли ты поэт свое утратил назначенье на злато променяв ту власть которой свет внимал в немом благоговенье?

шая угомониться и долго еще потом свистела она.

осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

ный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

сательского слова на читателя.

зываемого подтекста.

(К. Паустовский)

 

 

 

бор:

. очарование.

 

а) Взрывная волна отбросила мальчика метра на три.

г) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные чувства.

 

Куры не клюют, тертый калач, ни кола ни двора.

 

5. Просклоняйте числительные 1977-й, 568.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

сидела она неподвижно и прямо.

читая грамоту доброго старика.

Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком.

и Пьер заметил новое молодое выражение на лице своего друга.

кое-где отмеченное рябинами мне понравилось с первого взгляда.

Последняя туча рассеянной бури одна ты несешься по ясной лазури.

где останавливаются все приезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

 

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

стинкт. Этого хочется.

лавками с ритуальной дребеденью, поймет, о чем я говорю.

.

 

 

 

бор:

. интрига.

 

а) Часто воспоминание сродни выдумке, творчеству.

няется.

г) Артист несколько лет работал над воспоминаниями, в результате получилась интересная книга.

 

Водить за нос, тянуть лямку, за тридевять земель.

 

5. Просклоняйте числительные 6281-й, 315.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

ночью бессонница меня томила и в голову пришли мне какие-то две-три мысли.

.

Громкий хохот оглашал снежные окрестные поля.

Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.

осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

 

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

вершенно не могут выражать свои мысли!», «Если так дальше пойдет, от русского языка останутся рожки да ножки!».

Может, не стоит паниковать?

нять. Сленг (или жаргон) всегда был как бы паролем, пропуском в компанию ровесников. Сленг жил, жив и будет жить.

леньких старичков.

ком говорят в фильмах, в новостях, депутаты и даже президент?

 

 

бор:

. задача.

 

а) Всех присутствующих огорчил демонстративный уход коллег из зала заседания редакционной коллегии журнала.

танного человека.

В мгновение ока, сломя голову, вставлять палки в колеса.

5. Просклоняйте числительные 1216-й, 187.

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

и ты был справедлив.

подставив плечи лакею накидывавшему ему плащ равнодушно прислушался к болтовне жены с Ипполитом.

Крупные тяжелые капли висели на глянцевитых ветках кустов.

Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко?

и туман начинал бродить по ущельям.

Чтоб концы своих владений охранять от нападений должен был он содержать многочисленную рать.

хватаясь за рыхлые осыпающиеся под руками края сруба взобрался на угол рискуя провалиться в темную дыру откуда омерзительно пахло задушенными травами.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

или великими гурманами надо назвать наших предков, у которых на масленицу на столе одно за другим появлялись уха, блины, за ними заливное, опять блины, осетрина паровая, лещ, грибы, каша…

ка.

го, в результате малое количество пищи действует на психику очень неблагоприятно — может привести к серьезному заболеванию, не говоря уже об обыденном неврозе.

ет обманчивое ощущение сытости.

 

 

15

 

бор:

. угроза.

 

стиком.

рактер.

в) Это было существо доверчивое, робкое и слабое.

г) Братья его были настолько наивными и доверчивыми, что обмануть их было совсем не трудно.

 

Держать себя в руках, бить баклуши, входить в положение.

 

5. Просклоняйте числительные 1265-й, 273.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

 

и мать смотрела на него тоже молча.

еще раз по длинной липовой аллее я встретил мужа Веры.

тащит за профессором лабораторный инвентарь.

Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.

ную речку и снова вышли на шоссе.

желтых лиловых пятнах мерно качалось отражение города.

Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы.

Пятнадцать лет такой работы и машина человеческого организма вся разбита.

где жил я с бедной нянею моей.

то) лавку но что торговля идет плохо.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

лик человека. Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг друга. Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит сердце каждое грубое слово. Больше того, многие думают, что речь и дана им для того, чтобы нападать или защищаться. Они не говорят, как люди, а вечно воюют, как звери или как безумные.

Возьмёмся за ум! Поймём, что речь дана нам для того, чтобы мы управляли ею, чтобы каждое слово, обращённое к человеку, было добрым, ласковым или хотя бы вежливым.

пальчивости, такого слова, о котором потом пожалеешь. Слова ведь не забываются…

маем, что лучше: быть безумным или благоразумным.

(По С. Соловейчику.)

 

 

 

бор:

. липовый

 

б) Этот юноша способен на благородные поступки.

Яблоку негде упасть, хоть шаром прокати, стреляный воробей.

 

5. Просклоняйте числительные 1234-й, 679.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

Нам предстояло прожить на зимовье несколько дней и обследовать прилегающий к озеру район.

Не остывшие после душной ночи камни улиц отдавали свое тепло в неподвижный воздух.

.

Все спало крепким неподвижным здоровым сном.

красных белых рубашках стоят на берегу.

не так ли ты поэт свое утратил назначенье на злато променяв ту власть которой свет внимал в немом благоговенье?

шая угомониться и долго еще потом свистела она.

осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

ный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

сательского слова на читателя.

зываемого подтекста.

(К. Паустовский)

 

 

бор:

. сопротивляться

 

а) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.

б) Актер умел представить пение соловья.

в) Вам нужно срочно представить отчет о командировке.

г) Я представил вам самостоятельно решать эти вопросы.

 

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Одним лыком шиты, драть шкуру, закидывать удочки.

 

5. Просклоняйте числительные 1977-й, 568.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова.

сидела она неподвижно и прямо.

читая грамоту доброго старика.

Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком.

и Пьер заметил новое молодое выражение на лице своего друга.

кое-где отмеченное рябинами мне понравилось с первого взгляда.

Последняя туча рассеянной бури одна ты несешься по ясной лазури.

где останавливаются все приезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

 

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

стинкт. Этого хочется.

лавками с ритуальной дребеденью, поймет, о чем я говорю.

.

 

 

, ул…вить

 

бор:

. превозносить

 

в) Открыта продажа абонементов в плавательный бассейн.

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Одного поля ягоды, душа в душу, выжимать соки.

 

5. Просклоняйте числительные 6281-й, 315.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

.

Как весело было на балу устроенном в честь недавно вернувшихся с войны офицеров.

хот оглашал снежные окрестные поля.

Старый черный шелковый платок окутывал огромную шею Дикого Барина.

дернулись тонкой ледяной коркой.

Не верь себе мечтатель молодой как язвы бойся вдохновенья…

по-видимому был ей симпатичен.

лака почти касались верхушек берез на земле было тихо и тепло.

ении духа когда осознав прежние

что все это было не то.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

 

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

вершенно не могут выражать свои мысли!», «Если так дальше пойдет, от русского языка останутся рожки да ножки!».

Может, не стоит паниковать?

нять. Сленг (или жаргон) всегда был как бы паролем, пропуском в компанию ровесников. Сленг жил, жив и будет жить.

леньких старичков.

ком говорят в фильмах, в новостях, депутаты и даже президент?

 

 

бор:

. беспрерывный.

 

дало его еще долгое время.

гам и начнет двойную игру.

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Кот наплакал, поставить крест, прикусить язык.

 

5. Просклоняйте числительные 1216-й, 187.

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

и ты был справедлив.

подставив плечи лакею накидывавшему ему плащ равнодушно прислушался к болтовне жены с Ипполитом.

беседу и затаив дыхание и молчали долго.

что мускулы растаяли от жары и остались только тонкие упругие нервы.

Крупные тяжелые капли висели на глянцевитых ветках кустов.

Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко?

но мне она мила читатель дорогой.

Чтоб концы своих владений охранять от нападений должен был он содержать многочисленную рать.

хватаясь за рыхлые осыпающиеся под руками края сруба взобрался на угол рискуя провалиться в темную дыру откуда омерзительно пахло задушенными травами.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

или великими гурманами надо назвать наших предков, у которых на масленицу на столе одно за другим появлялись уха, блины, за ними заливное, опять блины, осетрина паровая, лещ, грибы, каша…

ка.

го, в результате малое количество пищи действует на психику очень неблагоприятно — может привести к серьезному заболеванию, не говоря уже об обыденном неврозе.

ет обманчивое ощущение сытости.

 

ститель

бор:

. примененный.

а) Федоров был военным человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка.

б) За храбрость и доблесть он получил очередное военное звание.

в) Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить даже военную выправку.

г) Военная промышленность этой страны очень развита.

 

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Держать себя в руках, бить баклуши, входить в положение.

 

5. Просклоняйте числительные 1265-й, 273.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

 

и мать смотрела на него тоже молча.

еще раз по длинной липовой аллее я встретил мужа Веры.

тащит за профессором лабораторный инвентарь.

Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.

ную речку и снова вышли на шоссе.

желтых лиловых пятнах мерно качалось отражение города.

Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы.

Пятнадцать лет такой работы и машина человеческого организма вся разбита.

где жил я с бедной нянею моей.

то) лавку но что торговля идет плохо.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

лик человека. Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг друга. Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит сердце каждое грубое слово. Больше того, многие думают, что речь и дана им для того, чтобы нападать или защищаться. Они не говорят, как люди, а вечно воюют, как звери или как безумные.

Возьмёмся за ум! Поймём, что речь дана нам для того, чтобы мы управляли ею, чтобы каждое слово, обращённое к человеку, было добрым, ласковым или хотя бы вежливым.

пальчивости, такого слова, о котором потом пожалеешь. Слова ведь не забываются…

маем, что лучше: быть безумным или благоразумным.

(По С. Соловейчику.)

 

1

ждествление,

бор:

. очарование.

 

а) Взрывная волна отбросила мальчика метра на три.

г) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные чувства.

 

Куры не клюют, тертый калач, ни кола ни двора.

 

5. Просклоняйте числительные 234-й, 6197.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

повернув к воротам прибавил шагу.

.

Шел длинный товарный поезд.

Его встретила тощая горбатая старуха с острым подбородком.

Что за комиссия создатель быть взрослой дочери отцом.

зрачные капли и падали на только что свалившиеся листья.

По мере того как солнце садилось тьма все более сгущалась.

рое плотно как шарик легло на вершину.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

лю.

питания. С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас.

(С. Михалков)

 

 

 

жение,

…нить

 

бор:

. интрига.

 

а) Часто воспоминание сродни выдумке, творчеству.

няется.

г) Артист несколько лет работал над воспоминаниями, в результате получилась интересная книга.

 

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Водить за нос, тянуть лямку, за тридевять земель.

 

5. Просклоняйте числительные 234-й, 6197.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

повернув к воротам прибавил шагу.

.

Шел длинный товарный поезд.

Его встретила тощая горбатая старуха с острым подбородком.

Что за комиссия создатель быть взрослой дочери отцом.

зрачные капли и падали на только что свалившиеся листья.

По мере того как солнце садилось тьма все более сгущалась.

рое плотно как шарик легло на вершину.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

лю.

питания. С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас.

(С. Михалков)

 

 

…кашка,

 

бор:

. задача.

 

а) Всех присутствующих огорчил демонстративный уход коллег из зала заседания редакционной коллегии журнала.

танного человека.

В мгновение ока, сломя голову, вставлять палки в колеса.

 

5. Просклоняйте числительные 1265-й, 273.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

 

и мать смотрела на него тоже молча.

еще раз по длинной липовой аллее я встретил мужа Веры.

тащит за профессором лабораторный инвентарь.

Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.

желтых лиловых пятнах мерно качалось отражение города.

где жил я с бедной нянею моей.

то) лавку но что торговля идет плохо.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

лик человека. Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг друга. Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит сердце каждое грубое слово. Больше того, многие думают, что речь и дана им для того, чтобы нападать или защищаться. Они не говорят, как люди, а вечно воюют, как звери или как безумные.

Возьмёмся за ум! Поймём, что речь дана нам для того, чтобы мы управляли ею, чтобы каждое слово, обращённое к человеку, было добрым, ласковым или хотя бы вежливым.

пальчивости, такого слова, о котором потом пожалеешь. Слова ведь не забываются…

маем, что лучше: быть безумным или благоразумным.

(По С. Соловейчику.)

 

 

бор:

. сопротивляться

 

а) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.

б) Актер умел представить пение соловья.

в) Вам нужно срочно представить отчет о командировке.

г) Я представил вам самостоятельно решать эти вопросы.

 

4. Объясните фразеологизмы и составьте с ними предложения:

Одним лыком шиты, драть шкуру, закидывать удочки.

 

5. Просклоняйте числительные 1324-й, 769.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

Я стоял у кромки озера с опущенным ружьем довольный первым выстрелом.

Были в конторе старые висячие стенные часы.

становился тесен.

нье.

то) сладкое томление.

пока сам не проснется.

ца-проводника старик догадался что японцы знают о присутствии русских и рассчитывают застать их врасплох.

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

ловек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. Человечество бдительно и неотступно пестует дружбу. Как славит ее фольклор! А сколько прекрасных примеров вокруг нас!

ная, государственная и даже мировая работа?

мнения, погибнет то сердечное, то доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. Пусть у нас будет время!

Потому что для кого-то ваше время может означать выход, а для кого-то — будущее. Пусть у вас будет время!

(И. Панова)

 

 

бор:

. пиит, г. лауреат

 

а) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже враждебного приема.

б) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая враждебная северу красота.

дей.

 

В порядке вещей, два сапога пара, душа уходит в пятки.

 

5. Просклоняйте числительные 6281-й, 315.

 

6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

.

Громкий хохот оглашал снежные окрестные поля.

Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.

Не верь себе мечтатель молодой как язвы бойся вдохновенья…

по-видимому был ей симпатичен.

осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то.

 

, определите их род, число падеж. Просклоняйте в единственном и множественном числе по одному слову женского, мужского и среднего рода;

, определите их род, число, падеж, образуйте от них возможные степени сравнения;

ложение, можно несколько глаголов включить в одно предложение;

глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

 

цию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 

вершенно не могут выражать свои мысли!», «Если так дальше пойдет, от русского языка останутся рожки да ножки!».

Может, не стоит паниковать?

нять. Сленг (или жаргон) всегда был как бы паролем, пропуском в компанию ровесников. Сленг жил, жив и будет жить.

леньких старичков.

ком говорят в фильмах, в новостях, депутаты и даже президент?

 

 

 

 

You may also like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *