задание для выпускных курсов_психология

Содержание педагогической практики

курса

 

ностного и профессионального развития.

бодной форме.

Психологический анализ урока проводится по предлагаемой схеме.

Содержание задания

самоанализ педагогической деятельности.

тельности учащихся и своей профессиональной деятельности.

дагогической психологии.

тельности.

даний

ного подхода к обучению (первая неделя практики).

ном виде (первая и вторая недели практики).

тики).

тики).

канатом срок).

логии

Четкость, полнота, правильность проведения диагностических процедур, а также грамотность интерпретации полученных данных.

(примеры формулировки учебной проблемы, образцы речевых высказываний, способов воздействия на учащихся, примеры рассуждений, ответов школьников и т.д.).

Связь выводов с содержанием психологического анализа деятельности учителя и учащихся, а также – рекомендаций с выводами.

Самостоятельность выполнения задания по психологии.

Своевременное оформление и предоставление отчета методисту.

Наблюдение за учащимися в учебной деятельности

ния на уроках с помощью таблицы.

Таблица

Наблюдение за учащимися на уроке

вень

 

 

 

 

дения

ными

вень

 

 

 

 

 

Самодиагностика

терпретации данных.

Таблица

ненты личности

Педагогическая направленность

Педагогические способности и склонности

Педагогическая

тельность

щение

Индивидуальный стиль деятельности

Стиль педагогических воздействий

Эффективность стиля педагогических воздействий (Н.А. Аминов, Н.И. Шелихова)

Психологический анализ урока

мерной схеме (в отчет предоставляется анализ одного урока).

Схема психологического анализа урока

щихся на уроке.

но?

строения в классе.

влияние в процессе урока?

низации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения?

. Организация восприятия учебного материала

сти.

довательность предлагаемого плана.

дачи, планомерность, использование наглядности и т.д.).

. Привлечение и сохранение внимания

и интереса у учащихся на уроке.

терес у учащихся в ходе урока:

а) содержательность урока,

б) важность и новизна информации,

в) разнообразие видов деятельности,

г) умелое использование наглядных пособий,

) образность, логичность, эмоциональность речи и т.д.

ты урока?

ность внимания учащихся?

. Развитие памяти учащихся.

1. Формировалась ли на этом уроке установка на запоминание?

нание необходимого материала?

ему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление?

кретных учеников?

5. Как организуется повторение?

. Воспитание активного творческого мышления.

Как решалась основная проблема урока и познавательные задачи?

ления.

Каков уровень осознания выполняемых действий?

ского мышления?

сказки и др.).

Отметьте случаи самостоятельного нахождения решения.

. Эмоции, чувства, воля и их воспитание на уроке.

щихся).

но?

сивность учащихся.

шения задачи.

ния (веселость, безразличие)?

ва учащихся:

ма),

му),

эстетические (чувство прекрасного),

сти).

. Формирование умений и навыков.

ке?

Эффективность этого процесса.

чества на уроке.

1. Имели ли место групповые формы учебной деятельности, на каком этапе урока, какова целесообразность их организации?

дач.

. Проверка и оценка усвоенных знаний.

ния)?

Создавались ли условия для самоконтроля и самооценки? Какими способами?

.

действие и т.п.).

тельности на уроке.

тикой.

торами поведения видеть личность школьника?

сивные качества, умение устанавливать контакт с классом.

лины и порядка на уроке.

тивных отношений.

нок.

нию педагогических особенностей.

. Выводы, предложения по совершенствованию

урока, оценка урока.

Направления профессионально-личностного

вания

 

Направления

Формы и способы

 

 

 

 

 

Приложение 1.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

ГОГА

 

Методика исследование профессиональной

ленности личности педагога (Е.И.Рогов)

 

гентности его поведения.

торые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом возможны два варианта ответов:

дения или присуще мне в большей степени»; 

ведения или присуще мне в минимальной степени». 

вующую букву.

 

опросника

 

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б). 

2. Я часто подавляю других своей самоуверенностью (а, б). 

чить жизнь человека (а, б). 

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали (а, б). 

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (а, б). 

6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом (а, б). 

ным способом (а, б). 

даю (а, б).

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен (а, б). 

10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (а, б). 

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать (а, б). 

порядка (а, б). 

13. Большинство моих друзей – люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией (а, б).

14. Я подолгу анализирую свое поведение (а, б). 

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане (а, б). 

16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории (а, б).

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение (а, б). 

читаю почитать что-нибудь по моей дисциплине (а, б). 

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают (а, б). 

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (а, б). 

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их (а, б). 

22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива (а, б). 

сию, независимо от их личностных особенностей (а, б). 

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других (а, б). 

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки (а, б). 

26. Худшее наказание для меня – одиночество (а, б). 

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят того (а, б). 

ную литературу (а, б). 

манывать (а, б). 

сят оказать услугу (а, б). 

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (а, б). 

венности (а, б). 

33. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни (а, б). 

34. Окружающие считают мою семью интеллигентной (а, б). 

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (а, б). 

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (а, б). 

ное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету (а, б). 

38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету (а, б). 

рали, этики (а, б). 

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (а, б). 

сомненно рады меня видеть (а, б). 

ной административно-хозяйственной деятельностью (а, б). 

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации (а, б). 

44. Моя любезность часто не нравится другим людям (а, б). 

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других (а, б). 

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (а, б). 

жениям (а, б). 

щее, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету (а, б). 

49. Я проявляю большой интерес к судьбе других (а, б). 

50. Я никогда не говорил с улыбкой неприятных вещей (а, б). 

 

Обработка результатов

 

туемого сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двух балльной шкале: 

ется в 1 балл; 

— ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0. 

лов. 

нейшей интерпретации.

 

Ключ

 

Общительность — 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а 

Организованность — 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а 

Направленность на предмет — 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а 

Интеллигентность — 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а 

Мотивация одобрения — 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а

.

 

Мотивация профессиональной деятельности

)

фессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.

 

 

1

2

3

4

в очень незначительной мере

в достаточно незначительной мере

в небольшой, но и в немаленькой мере

в достаточно большой мере

в очень большой мере

боток

 

 

 

 

нию по работе

 

 

 

 

лег

 

 

 

 

ностей

 

 

 

 

гих

 

 

 

 

 

боты

 

 

 

 

сти

 

 

 

 

 

 

жена концепция о внутренней и внешней мотивации.

сомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Обработка

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7) / 2;

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5) / 3;

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4) / 2.

можно и дробное).  

Интерпретация

вации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:

ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип:

ВОМ > ВПМ > ВМ.

сы.

вации превосходит другой по степени выраженности.

Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.

 

ВМ

ВПМ

1.

1

2

1

2

3

4

 

ному типу:

ВОМ > ВПМ > ВМ.

ля отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

ной нестабильности.

 

Диагностика коммуникативных и организаторских

)

 

ки 10-15 минут.

Опросник

ми?

той?

ненной вам кем-либо из ваших товарищей?

ческой ситуации?

Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

ния?

ми?

нии ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?

Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?

чения?

лективы)?

но было выполнить сегодня?

знакомыми людьми?

ем?

Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

ностей?

беседовать с новым человеком?

тиву на себя?

быть одному?

становке?

Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

чить начатое дело?

ся проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

рищами?

рах?

рищей?

комых людей?

ту?

пу?

те в школе (на производстве)?

мых?

то товарищами?

лектив?

приятий для своих товарищей?

рить что-либо большой группе людей?

Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

Верно ли, что у вас много друзей?

щей?

нии с малознакомыми людьми?

рищей?

 

Обработка результатов

стям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2»

 

Ключ для обработки данных

 

Коммуникативные

сти

Организаторские

(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

 

ние баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма

лов

1-4

5-8

9-12

13-16

вень

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший

 

ских склонностей.

ных решений.

честв личности.

дартных ситуациях.

ности.

 

(А.В. Карпов, В.В. Пономарева)

 

ния поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту вашего ответа:

1 – абсолютно неверно;

2 – неверно;

3 – скорее неверно;

4 – не знаю;

5 – скорее верно;

6 – верно;

7 – совершенно верно.

ветов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является верным.

 

Текст методики

мя думаю о ней, хочется с кем-нибудь обсудить.

тить первое, что пришло в голову.

нирую предстоящий разговор.

влечься от мыслей о нем.

чалом цепочки мыслей.

стоящих трудностях.

ростепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо не доволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

стоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил плана.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решения относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

но, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

редь начинаю с себя.

тельно обдумать и взвесить.

щие.

22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним разговор.

23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

тельно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

таю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

 

Обработка результатов

верждений: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25).

вого балла суммируются:

ветам испытуемых;

.

Все пункты можно сгруппировать в четыре группы:

ний: 1, 4, 5, 12, 17, 18, 25, 27);

ний: 2, 3, 13, 14, 16, 17, 18, 26);

ждений: 3, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 20);

мера утверждений: 8, 9, 19, 21, 22, 23, 24, 26).

 

Таблица 1.

Перевод тестовых баллов в стены

ны

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

лы

80-99

100

101-107

108-113

114-122

123-130

131-139

140-147

148-156

157-171

172

ше

 

Интерпретация

рефлексивности

рефлексивности

рефлексивности

ные последствия.

.

ровать собственное поведение.

 

Диагностика уровня саморазвития

и профессионально-педагогической деятельности

)

 

ности.

сиональной деятельности.

дого вопроса нужно обвести букву а, б или в.

 

Опросник

дит.

а) целеустремленный;

б) трудолюбивый;

в) дисциплинированный.

За что вас ценят коллеги?

а) за то, что я ответственный;

шений;

в) за то, что я эрудированный, интересный собеседник.

Как вы относитесь к идее педагогической поддержки?

а) думаю, что это пустая трата времени;

б) глубоко не вникал в проблему;

в) положительно, активно включаюсь в проект.

шенствоваться?

а) недостаточно времени;

б) нет подходящей литературы и условий;

в) не хватает силы воли и упорства.

лении педагогической поддержки?

нения;

б) имея большой опыт, затруднений не испытываю;

в) точно не знаю.

дит.

а) требовательный;

б) настойчивый;

в) снисходительный.

дит.

а) решительный;

б) сообразительный;

в) любознательный.

держки?

а) генератор идей;

б) критик;

в) организатор.

ни.

а) сила воли;

б) упорство;

в) обязательность.

ное время?

а) занимаюсь любимым делом;

б) читаю;

в) провожу время с друзьями.

рес?

а) методические знания;

б) теоретические знания;

а) инновационная педагогическая деятельность.

В чем вы могли бы себя максимально реализовать?

а) если бы работал так, как и прежде;

держки;

в) не знаю.

Каким вас чаще всего считают ваши друзья?

а) справедливым;

б) доброжелательным;

в) отзывчивым.

держиваетесь чаще всего?

а) жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы;

б) в жизни всегда есть место самосовершенствованию;

в) наслаждение жизнью в творчестве.

Кто ближе всего к вашему идеалу?

а) человек сильный духом и крепкой воли;

б) человек творческий, много знающий и умеющий;

в) человек независимый и уверенный в себе.

го, о чем вы мечтаете?

а) думаю, что да;

б) скорее всего да;

в) как повезет.

держки?

гогической поддержки;

б) не знаю еще;

в) новые возможности преподавательской деятельности и перспектива самореализация.

чли?

а) путешествовал бы по всему миру;

б) построил бы частную школу и занимался любимым делом;

вольствие.

Обработка результатов

зом:

 

Оценочные баллы

Оценочные баллы

а — 2; б — 3; в — 1

 

Суммарное число баллов распределяется в следующем порядке:

 

Суммарное число

Уровень стремления

18-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

сокий

Очень высокий

 

там на вопросы 1, 2, 6, 7, 9, 13. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:

 

Суммарное число

Самооценка личностью

18-17

16-15

14-12

11-9

8-7

Очень высокая

Завышенная

Нормальная

Заниженная

Низкая

Очень низкая

«Понимание объяснительного процесса»

)

спективного анализа педагогической деятельности.

торый лучше всего выражает Вашу точку зрения.

 

Текст

ную роль играют: а) желания учителя; б) материально-техническая база; в) требования администрации.

деленного предела; в) теряю контроль над собой.

ловий.

зицией; б) инструктивными и методическими материалами; в) требованиями руководителей.

тельств.

ем.

ки; б) сталкиваясь с серьезными затруднениями; в) только по чьей-нибудь просьбе.

казывая результативность предлагаемого подхода; б) время от времени возвращаюсь к ним; в) считаю, что бороться в одиночку бесполезно.

ровью.

ник; в) родители.

; в) руководителя школы.

ходящем; б) ставлю в известность администрацию; в) считаю, что это дело классного руководителя, и не вмешиваюсь.

ровать свои действия.

ту, часто главное теряется в обилии мелочей: а) нет; б) иногда; в) да.

нально значимых качеств; б) часто планирую заняться работой над собой, но мешает дефицит времени; в) на саморазвитие не хватает времени и сил.

дигмой.

ность, так как это отвлекает меня от работы.

бя ждет.

гих; б) останусь при своем мнении, но действовать буду в соответствии с требованиями других; в) подумаю, что другим, очевидно, виднее.

сов.

 

дящую другие по количеству баллов.

 

Интерпретация.

темой контроля.

предпочитает внутренний или внешний контроль.

Тип «в» тяготеет в работе к внешнему контролю со стороны администрации, коллег или родителей.

 

«Индивидуальный стиль педагогической деятельности»

А.К.Маркова, А.Я.Никонова)

 

выявить индивидуальный стиль деятельности.

антов)».

 

нет

а

 

РМС

 

накомьтесь с общей характеристикой данного стиля.

­гический климат.

, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

гайте «скучных» видов работы — отработки правил, повторения.

тельностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

правляйте ошибки: пусть ученик, допустивший ошибку, сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему упражнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

ные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

ный план и анализировать свою деятельность на уроке.

ния.

ми навыками учения.

сти учащихся.

тельно необходимо. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

мооценкой, сдержанностью.

жанию дисциплины на уроке.

боты.

кающих детей тем.

блему.

бовательностью.

нальное отношение к учащимся.

редко отсутствует благоприятный психологический климат.

таты их обучения.

пользовать только такие методы, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету».

педагогического стиля»

Н.А. Аминов, Н.И. Шелихова)

:

.

вия».

 

сие).

опросника

.

2.Я хвалю учеников в зависимости от ситуации.

ем, что именно достойно похвалы.

4.Делаю это (объяснение) в общих чертах.

5.Я всегда проявляю максимальное внимание к успехам своих учеников, игнорируя их недостатки в работе.

мечаю их успехи.

7.Я постоянно поощряю старание учеников в решении учебных задач.

8.Отмечаю участие в работе вообще.

зультатов каждого ученика.

пехах.

ний своих учеников.

тами других (на соревнование).

13.Считаю правильным преувеличение значимости достигнутых результатов учеников для их стимулирования.

тых результатов учеников, так как это только расхолаживает их.

15.Мера поощрения для данного ученика должна определяться степенью его прилежания.

ранием.

стями.

18.Мои ученики с удовольствием выполняют задание, потому что им нравится процесс работы.

играть в соревновании.

вии со своими способностями.

21.Обращаю внимание учащихся на то, что их успех зависит от моих усилий добиться хороших результатов.

ного.

ния от работы.

 

Обработка и анализ результатов:

.

для определения стиля

12

 

гласия внутри каждой категории.

ской коммуникации эффективных методов подкрепления.

четные операции:

го педагога предпочитать эффективные методы «подкрепления» своего ученика:

ЭП = ∑(х1+х3+……+х11) / 12

ков:

НЭП = ∑(х2+х4+……+х12) / 12

Шаг 3. Вычислить разницу между ЭП и НЭП:

Ас = ЭП – НЭП

муникации.

ния.

 

Показатели

индивидуального

Характеристики коммуникативного

нента

ориентированного

1.методов

эффективного

поощрения

2.методов

неэффективного

«подкрепления»

3.относительная

мера АС

(ЭП>НЭП) тенденция к

«поддерживающему стилю»

коммуникации

(ЭП<НЭП)

(НЭП < ЭП)

(НЭП<ЭП) тенденция к «контролирующему» стилю коммуникации

Положительная асимметрия предпочтения ЭП (фасилитация).

Отрицательная асимметрия

предпочтения НЭП (контроль).

 

 

 

­ладании у Вас стиля, названого в этой колонке.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *